Предписания надзорных органов

В случае выявления по результатам проверки объекта (предприятия, организации и т.п.) нарушений требований норм и правил пожарной безопасности инспектор государственного пожарного надзора (далее - инспектор ГПН) обязать выдать предписаний об устранении нарушений требований пожарной безопасности (далее – Предписание ГПН). Порядок и форма выдачи Предписания ГПН регламентируется Приказом МЧС России №375 от 28.06.2012 г. «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности». Данный Административный регламент наделил инспектора правами установления сроков выполнения Предписаний ГПН без согласования их с собственником объекта, исходя из личных представлений о характере нарушения. Фактически, у собственника объекта остаётся право обжалования Предписания ГПН и других документов, составленных по результатам проверки, путём направления в 15-дневный срок в орган  ГПН возражения в письменной форме.

В случае невыполнения Предписания ГПН (в целом, либо отдельных пунктов) инспектор ГПН обязан составить протокол об административном правонарушении по ст.19.5 ч.12 «Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор» или ч.13 (в зависимости от объекта). В случае повторного не выполнения Предписания ГПН составляется протокол по ст.19.5 ч.14. Дело по данным административным правонарушениям рассматривается в судебном порядке. Предусмотрены административные наказания в виде штрафа или дисквалификации (подробнее – см. таблицу).


Следует понимать, что работа с Предписанием ГПН требует навыков в области пожарной безопасности. Как правило, ещё при подведении итогов проверки и составлении Предписания ГПН инспектор прислушивается к мотивированным возражениям по существу выявленных нарушений. Очень важно провести квалифицированную работу именно на этом этапе проверки. Зачастую, выполнение одного противопожарного мероприятия (в т.ч. и организационного характера) может снять необходимость выполнения нескольких материально затратных и технически сложных мероприятий. Это позволяет сэкономить финансовые средства организации (в некоторых случаях в разы) без ущерба для пожарной безопасности объекта проверки. Направление письменных возражений в орган ГПН (с убедительными аргументами) также является формой цивилизованного решения сложившихся затруднений.

К сожалению, нельзя не упомянуть и досудебную подготовку материалов по вопросу обжалования Предписания ГПН. Такая крайняя мера также стала довольно распространённой практикой улаживания конфликта с надзорными органами. Очевидно, что подобные мероприятия требуют профессионального подхода.